Технологический комплекс «Аиси»
Обоснование необходимости
Любая организация (учреждение, предприятие, институт, фирма и т.д.) является системой и решает определенное множество задач. Двух одинаково функционирующих организаций не бывает. Функционирование организации обеспечивает система управления. Для организации она называется системой организационного управления (СОУ). Систем организационного управления столько, сколько и организаций.
Естественно, для эффективного управления организацией ставится задача автоматизации ее системы управления.
Автоматизированная система организационного управления (АСОУ) изделие требующее разработку и сопровождение с учетом особенностей каждой организации. Отсюда следует, что АСОУ - изделие массового спроса, требующее массовое производство, при уникальности каждого экземпляра.
По аналогии с промышленностью, для организации массового производства требуется технология производства. Прогресс всегда характеризуется появлением новых технологий и опережающим развитием средств производства. К производству массового программного продукта необходимо применить этот же принцип.
Технология - способ производства определенного продукта.
Объект автоматизации
Объектом автоматизации является система организационного управления.
Система организационного управления предназначена для планирования, инициирования команд для выполнения, измерения состояния (контроля), анализа и выработки новых решений.
Для корректного функционирования системы управления организацией необходимо:
1. полная, достоверная, оперативная информация;
2. инструмент для четкого доведения команд до исполнителей;
3. обеспечение четкого порядка действий согласно алгоритму (регламенту) решения задачи;
4. оперативная фиксация любых отклонений и отработки необходимых действий для исправления ситуации;
5. оперативное предоставление информации о состояние дел в организации в виде удобном для восприятия человеком.
Носителем полной, достоверной, оперативной информации и команд для исполнителей является множество документов обеспечивающих деятельность организации.
Документационное обеспечение деятельности – множество документов и их обработка в рамках определенной деятельности.
Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (РФ ГОСТ Р 51141-98).
Но это определение документа по форме. Как и любой объект, документ нужно определить и по сути.
Документ – базовый инструмент управления организации.
Любая деятельность организации имеет свое документационное обеспечение. Система документационного обеспечения деятельности (СДОД) организации является базисом СОУ. Все ресурсно-значимые управленческие решения имеют свое документационное отображение.
Система управления организацией однозначно проецируется на СДОД. До построения АСОУ необходимо в качестве объекта автоматизации определит СДОД и разработать автоматизированную систему документационного обеспечения деятельности (АСДОД).
Используя АСДОД как базисную систему приступить к автоматизации АСОУ.
Такой подход и реализован в рамках нашей технологии.
СДОД ⇒ АСДОД ⇒ АСОУ
С чего начать
Начать надо с СДОД, с описания данной системы, внедрения и эксплуатации. Это первый этап.
Бумажная СДОД - СДОД, в которой носителем информации является бумага, а исполнителем предписанных действий человек.
СДОД в своем составе содержит:
- множество нормативных документов (устав, положения, должностные инструкции и т.д.);
- альбом форм (бланков) документов;
- руководящие документы, определяющие правила, алгоритмы деятельности и обработки обеспечивающих документов;
- описания технологических процессов;
- документы СМК;
- и т.д.
Эти документы в современных условиях готовятся посредством офисных приложений, на электронном носителе. Юридическую значимость они получают после распечатки, простановки необходимого множества подписей и при необходимости печати.
Второй этап - разработка АСДОД. Результатом разработки АСДОД является электронная версия СДОД.
Электронная СДОД - СДОД, в которой носителями информации является бумажный и электронный документ, а исполнителями предписанных действий - человек, компьютер и компьютерная сеть.
Третий этап – разработка АСОУ.
Продукты производства
По технологии «Аиси» производим следующие продукты:
- полный пакет нормативных документов для СДОД;
- АСДОД;
- АСОУ;
- Локальную АСДОД (например: кадры, бухгалтерия, канцелярия, архив и т.д.).
- Локальную автоматизированную систему обособленного рабочего места.
Поддержка всего жизненного цикла продукта
Технология поддерживает весь жизненный цикл каждого производимого продукта. Жизненный цикл продукта состоит из этапов:
- обследование;
- проектирование;
- разработка;
- наладка;
- эксплуатация;
- сопровождение.
Составные части технологического комплекса
Для обеспечения всех этапов жизненного цикла производимых продуктов технологический комплекс состоит из двух основных частей:
- множества методологий;
- множества инструментов для организации разработки программных продуктов и для обеспечения их функционирования на этапе эксплуатации.
Состав методологической части:
- методологии обследования;
- методологии описания СДОД;
- методологии взаимно однозначного отображения СДОД в АСДОД;
- методологии разработки АСДОД;
- методологии разработки и сопровождения АСОУ.
Состав инструментов:
- среда разработки АСДОД;
- сервер этапа эксплуатации;
- клиентское автоматизированное рабочее место для конечного пользователя на этапе эксплуатации;
- инструменты для организации первоначального ввода (конверторы из AutoCAD, локальных баз данных, XML файлов, текстовых файлов);
- инструменты импорта и экспорта данных на этапе эксплуатации;
- локальное автоматизированное рабочее место.