Аиси-интеллект

Технология производства и эксплуатации автоматизированных систем документационного обеспечения деятельности «Аиси»

Путуридзе Зураб Шотаевич, кандидат физико-математических наук, доцент, базовая кафедра МИРЭА № 39 АСОУ при ФГУП «НИИ «Восход»
XVIII Научно-практическая конференция «Инжинеринг предприятий и управление знаниями». Сборник научных трудов, том 1, Москва, 2015 г. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

 

Любая организация является системой и решает определенное множество задач. Двух одинаково функционирующих организаций не бывает. Так что, систем организационного управления (СОУ) столько, сколько и организаций. Получается, автоматизированная система организационного управления (АСОУ)  изделие требующее разработку и сопровождение с учетом особенностей каждой организации. Отсюда следует, что АСОУ  изделие массового спроса, требующее массовое производство, при уникальности каждого экземпляра.

По аналогии с промышленностью, для организации массового производства требуется технология производства, состоящая из методологии и инструментальной среды поддержки. Прогресс всегда характеризуется появлением новых технологий и опережающим развитием средств производства. К производству массового программного продукта необходимо применить этот же принцип.

Терминологические уточнения:

Технология понимается как способ производства определенного продукта.

Документ – базовый инструмент управления.

Решение любой задачи организации имеет свое документационное обеспечение. Система документационного обеспечения деятельности (СДОД) организации является базисом СОУ. Документы отображают состояние задачи, являются носителями необходимой информации, являются носителями команд для задействованных в алгоритм решения задачи исполнителей согласно правам и полномочиям. Документы инициируют начало выполнения очередного фрагмента алгоритма решения задачи или их завершение. Все ресурсно значимые управленческие решения имеют свое документационное отображение.

Состав и структура описания задачи с точки зрения документационного обеспечения:

  • Наименование задачи
    • Описание алгоритма решения задачи.
    • Перечень задействованных форм документов в алгоритме ре-шения задачи.
      • Описание алгоритма обработки и исполнения каждой формы документа в рамках алгоритма решения задачи.

Управление организацией проецируется на систему документационного обеспечения деятельности (СДОД). Первоначально СДОД разрабатывается в бумажном варианте, когда носителем информации является бумага, а исполнителем предписанных инструкций человек. На базе бумажной версии СДОД создается АСДОД.

Основной характеристикой АСДОД является уровень автоматизации согласно приведенной таблице

Номер

уровня

Уровень авто-матизации

Пояснения

1 Документооборот

Автоматизация работы курьера.

Внутрикорпоративная электронная почта.

Свободная или линейная маршрутизация движения документов

2* Контроль ис-полнения

Автоматизация работы канцелярии.

Автоматизация работы работника в части кон-троля исполнения документа при решении определенных задач.

Обязательное наличие сопроводительной карточки документа.

Полноформатный доступ к содержательной части документа.

Архив документов

3* Обработка содержательной части

Решение всех задач сводимых к ДОД.

Автоматизация работы работника на всех этапах обработки документа в рамках любой задачи ДОД.

Автоматизация создания и обработки содержа-тельной части документа.

Реализация всех формализованных контрольных функций

* - предполагается, что каждый новый уровень содержит предыдущий.

Предлагаемая технология и создаваемый ею программный продукт АСДОД имеют ряд особенностей.

Методологические особенности.

  • Первоначально разрабатывается бумажная версия СДОД.
  • Разработка ведется по иерархии: задача → алгоритм решения задачи → множество обеспечивающих форм документов → алгоритмы обработки и исполнения форм документов.
  • Наличие специализированного языка описания задачи в рамках предметной области ДОД.
  • Обеспечивается максимальное взаимно-однозначное отображение форм и выполняемых алгоритмов обработки документов из бумажного варианта в электронный.
  • Инвариантность относительно формы документа и решаемых задач ДОД.
  • Универсальность. Позволяет разработать АСДОД для организации любого профиля.
  • Предельная степень автоматизации документационного обеспече-ния деятельности. Относительно существующих систем электронного документооборота (СЭД), создаваемая АСДОД согласно выше приведенной классификации, является системой следующего поколения.

Особенности этапа разработки.

  • Полное взаимно однозначное соответствие электронных форм документов бумажным аналогам, достигается посредством использования встроенных редакторов, разработанных на базе MS Office и Open Office.
  • При разработке электронных форм производиться структуризация содержательной части.
  • Графический редактор разработки алгоритмов обработки и исполнения документов.
  • Конструктивный принцип построения операторов специализированного языка, исключающие синтаксические и большинство семантических ошибок. Реализуемость
  • всех формализуемых контрольных функций.

Особенности этапа внедрения и обучения.

  • Полное взаимно однозначное соответствие электронных форм доку-ментов бумажным аналогам, максимальное совпадение алгоритмов обработки и исполнения, делает систему дружественной, «узнавае-мой» для пользователя и облегчает этап обучения.
  • Наличие подсистемы конвертирования структурированных данных в экземпляры документов, позволяет задействовать уже наработанные базы данных из имеющихся локальных автоматизированных систем.

Особенности этапа эксплуатации.

  • Полное взаимно однозначное соответствие редактирования элек-тронных форм документов бумажным аналогам, достигается по-средством использования встроенных редакторов, разработанных на базе MS Office и Open Office.
  • Содержательная часть документов редактируется конвейерно, множественным доступом или формируется на автомате.
  • Для конечного пользователя реализован фрагментарный доступ (на редактирование и просмотр) к содержательной части документа согласно правам и должностным обязанностям.
  • Контроль корректности вводимых данных.
  • В документах реализована корпоративная подпись.
  • Пользователь полностью исключен из процесса определения маршрута движения документов и организации движения документов, реализован «виртуальный курьер».
  • Физически отсутствует пользователь «Администратор» с неограни-ченными правами.
  • Физически отсутствует экранная форма сопроводительной карточки документа.
  • Исключена необходимость операции актуализации БД, формируемая документальная база данных актуальна в любой момент.
  • Обеспечивается соблюдение алгоритмов (регламентов, последовательности процессов) решения задач организации.
  • Поисковая подсистема с конструктором условий поиска на базе структурированной содержательной части документов.
  • Конструктор текстового выражения для идентификации экземпляра документа.
  • Конструктор отчетов.
  • Конвертор отчетов в формат MS Excel или OO Calc.
  • Подсистема обмена сообщениями.

Архитектурные и технические особенности.

  • Кроссплатформенность. Внедренная интеграция с MS Excel, MS Word, OO Calc, OO Writer на этапе разработки форм и на этапе эксплуатации, при обработке экземпляров документов.
  • Полное разделение контура разработки АСДОД и контура эксплуатации.
  • Собственный сервер организации документооборота и выполнения формализованных алгоритмов обработки документов (бизнес логики).

Разработка является полностью Отечественной. Удовлетворяет требованиям, предъявляемым информационному продукту для импортозамещения.

Библиографический список

  1. Путуридзе З.Ш. Как создавать автоматизированную систему управления организацией. Журнал "Корпоративные системы" № 5. 2001.
  2. Путуридзе З.Ш. Методология взаимно однозначного перехода от бумажного к электронному делопроизводству в рамках технологического комплекса автоматизации управления «Аиси»". ФЦП "Электронная Россия", тезисы международной научно-практической конференции - Автоматизация делопроизводства и электронный документооборот: практика и перспективы. Москва, 21-22 марта, 2002г.
  3. Путуридзе З.Ш. С чего начать. Тезисы второй всероссийской практической конференции - Электронный документооборот и документа- ционное обеспечение управления в органах власти. Москва, 2-4 февраля, 2004г.
  4. Вельбицкий И.В., Ходарковский В.Н., Шолмов Л.И. Технологический комплекс производства программ на машинах ЕС ЭВМ и БЭСМ-6. Изд. "Статистика", г. Москва. 1980г. 264 стр.
  5. Шлее М. Qt-4.8. – Профессиональное программирование на C++. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
  6. Джон Уокенбах. Excel 2010 Профессиональное программирование на VBA. Москва, изд. «Диалектика», 2012г.

Новости | События